Субсидиарная ответственность по долгам компаний

  • Недобросовестных бенефициаров компаний можно будет заставить отвечать по ее долгам после конкурсного производства или даже тогда, когда на банкротство нет денег. За брошенные фирмы-однодневки тоже придется платить. А добросовестные кредиторы получат новые возможности «проколоть» корпоративную вуаль должника, который причинил им убытки неразумными или недобросовестными действиями.

14 декабря 2016 года Госдума приняла в третьем чтении закон, расширяющий ответственность контролирующих лиц по долгам их компаний. Эксперты разъясняют, что это сигнал всем участникам гражданского оборота, что безнаказанно уклоняться от долгов больше не получится, появилась возможность добраться до выгодоприобретателя через все юридические конструкции между ним и оболочкой бизнеса. Закон решает проблему ликвидации организации с долгами, когда фирмы бесследно исчезают, не рассчитавшись с кредиторами. Эксперты давно говорили, что за «мертвые» фирмы, засоряющие ЕГРЮЛ, надо платить. Таким образом, субсидиарная ответственность выходит за пределы банкротства, если нет другого способа погасить задолженность, исправляются досадные недостатки существующего закона о банкротстве.

Суд будет обязан решить вопрос о привлечении к субсидиарной ответственности даже в том случае, когда нечем оплачивать процедуры банкротства компании (в т. ч. если заявление о банкротстве было отклонено) – это будет происходить в порядке искового производства. Кроме того, предполагается отменить действующее ограничение, которое не позволяет привлекать к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства. Новый закон дает для этого дополнительно три года, если обстоятельства виновности контролирующих лиц стали известны позднее (срок можно восстановить по уважительным причинам). Такое новшество, по сути, допускает «жизнь после смерти» юридического лица, то есть возобновляет процедуры, связанные с банкротством, уже после его окончания и ликвидации компании. Это предлагают делать путем группового иска, а искать тех, кто мог бы к нему присоединиться, должны будут инициаторы заявления.

Несколько положений регулируют ситуацию, когда есть основания привлечения к ответственности, но ее точный размер пока неизвестен. Суд может отложить этот вопрос до окончания расчетов с кредиторами.

Новый закон должен пресечь распространенное злоупотребление при окончании банкротства. Раньше взыскание заканчивалось тем, что требования выставлялись на торги, покупаемые в ряде случаев аффилированными структурами с лицом, привлеченным к ответственности.

В настоящее время предполагается распределять требования к контролирующему лицу пропорционально между кредиторами, указывая долю каждого. Это приведет к тому, что кредиторы получат самостоятельные права.

Еще одно новое основание для субсидиарной ответственности наступает после того, как компанию исключили из ЕГРЮЛ как недействующую (для этого достаточно 1 год не сдавать отчетность и не проводить операции по счету). Если у фирмы при этом остались долги из-за недобросовестного или неразумного поведения управленцев – кредиторы могут привлечь их к ответу.

Эксперты отмечают, что новшества закона, открывая кредиторам возможность преследовать лиц, контролирующих должника, после ликвидации компании, вместе с тем не предусматривают четких процедур и гарантий для всех участников процесса.

Как будет развиваться практика – покажет время.

Закон, прошедший третье чтение в Госдуме, по сути, наделит участников оборота правами, схожими с теми, что уже есть у налоговых органов.

1 декабря 2016 г. Президентом подписан блок поправок в Налоговый кодекс, одна из которых позволяет налоговым органам требовать взыскания недоимок компаний с аффилированных лиц (учредителей и акционеров компаний).

Ссылка на источник

X Сайт использует cookies с целью оптимального оформления и улучшения веб-сайта, а также предоставления определенных функций. Пользуясь веб-сайтом в дальнейшем, Вы также соглашаетесь на использование cookies. Дополнительная информация о cookies.