Что такое общий страховой стаж

 

Особенности страхового стажа – что это такое, для чего он может потребоваться, как правильно рассчитать и особенности расчета. Знание расчёта общего страхового стажа необходимо как кадровому специалисту, так и работнику, поскольку используется во многих трудовых аспектах.

Как рассчитать общий страховой стаж

Сделать это можно:

  1. самостоятельно;
  2. обратившись к госслужащим в ПФ (лично или через МФЦ);
  3. в личном кабинете, заведенном на сайте Госуслуг, через номер СНИЛСа.

В первом случае нужно суммировать все периоды работы (страховые и нестраховые), отмеченные в трудовой книжке, начиная с дня трудоустройства и заканчивая датой разрыва рабочих отношений, не учитывая время:

  • отпуска по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет (если он брался);
  • ухода за 5-м и последующими детьми;
  • недопуска к рабочему месту по своей вине;
  • отстранений от работы;
  • простоя хозяйствующего субъекта вследствие падения производственных объемов;
  • получения выплат по инвалидности или выслуге лет.
Учеба в ВУЗе и отпуска без сохранения зарплаты в страховой стаж не включаются.

При этом, месяцем считаются полные 30 дней, годом – полные календарные месяцы. В случае трудоустройства на 0,5 ставки расчет производится из фактически имеющегося времени выполнения трудовых обязанностей.

Рабочий сезон приравнивается к одному году.

При совпадениях периодов (вследствие, к примеру, одновременной работы «на себя» и на работодателя) гражданин может самостоятельно выбрать расчетную базу, более выгодную для себя.

Впрочем, более точные и детализированные данные отражаются на индивидуальных лицевых счетах россиян в ПФ. Именно в этой госструктуре аккумулируется вся информация о труде граждан, учитываемая при их выходе на пенсию (ее источником, в частности, являются предоставляемые работодателями отчеты).

Если результаты самостоятельных и произведенных госслужащими расчетов разнятся, либо у них появились вопросы касательно полноты и достоверности предоставленной информации, следует предоставить пакет подтверждающих документов.

Общий и специальный страховой стаж — разница

Помимо общего, страховой стаж бывает специальным. Под ним подразумевается:

  • выполнение трудовых обязанностей в неблагоприятных для жизни и здоровья условиях (не ниже 3-го класса из пяти принятых на законодательном уровне);
  • в качестве профессионала из первого или второго списков, приведенных в Постановлении №10 от г.;
  • работа по специальности, подразумевающей выслугу лет (преподавание, несение военной службы по контракту).

Общий стаж подразумевает труд в обычных, нормальных условиях.

Что входит в страховой стаж?

Что касается страховых периодов, то они следующие:

  • когда человек временно считался нетрудоспособным, за что ему было назначено пособие по соцстраху;
  • когда женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком, пока тому не исполнится 3 года;
  • когда человек был в отпуске по уходу за инвалидом І группы;
  • когда человек будучи официально безработным, получал пособие, при этом принимал участие в трудовой деятельности социально-полезной ориентации;
  • когда мужчины служили в армии;
  • также засчитывается стаж, членам семей военнослужащих, когда из-за условий проживания они не могли работать.

Что касается последнего случая, то тут стоит отметить тот момент, что согласно закону, такой период засчитывает до 5 лет, не более.

Все эти моменты будут засчитаны только в том случае, если по их окончании, человек все же трудоустроился.

Также есть такое понятие, как специальный страховой стаж, которое подразумевает под собой трудовую деятельность, но с вредными условиями. Тут считаются и климатические условия, и сами особенности работы, например, горячий цех на заводе. Но опять-таки, наличие страховых взносов обязательно.

Правовое регулирование трудового стажа в процессе формирования советской государственной системы социального обеспечения

Трудовой стаж является одним из основных понятий, используемых в науке права социального обеспечения. Это один из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения и который существенно влияет на объем социальных прав граждан.

Трудовой стаж можно определить как суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, а также некоторых периодов, независимо от того, где и когда они имели место и были ли в них перерывы. По сути, «трудовой стаж» является собирательным понятием, объединяющим все виды стажа.

Трудовой стаж выполняет две основные функции:

  • 1) условие предоставления обеспечения;
  • 2) регулятор размера обеспечения.

Как особая мера величины трудовой деятельности трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Количественную характеристику трудового стажа образует его продолжительность. Качественная сторона трудового стажа отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность. Оба названных измерения влияют на классификацию трудового стажа.

В настоящее время выделяются:

  • – страховой стаж;
  • – общий трудовой стаж;
  • – выслуга лет;
  • – непрерывный трудовой стаж.

В современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в форме облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения средств к существованию при наступлении социальных рисков. В этой связи огромное значение в жизни каждого гражданина приобретает трудовой стаж.

«Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила законодательное закрепление в нормах такого правового института в системе отрасли права социального обеспечения, как институт трудового стажа».

Особое значение данный институт приобрел на современном этапе.

Сегодня практически все единодушны в том, что в основу пенсионной реформы должны быть положены страховые принципы. Исторический опыт человечества говорит о том, что для экономически развитого общества системы страхования всегда были наиболее адекватны социальной сфере. И сегодня, на наш взгляд, фундаментом дальнейшего реформирования пенсионной системы должны стать именно страховые законы, адаптирующие пенсионную систему к новым рыночным условиям, то есть законодательное закрепление реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, долгие годы существовавшей в бывшем СССР и превратившейся, по сути, в уравнительную систему.

Сущность страховых пенсионных систем заключается в солидарности всех застрахованных и всех работодателей. Каждый работающий по найму подлежит обязательному социальному страхованию. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. особо закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Эта система основана на государственном принуждении, в связи с чем данная система называется государственной.

Интересным, с нашей точки зрения, является исторический анализ возникновения и формирования системы государственного социального страхования, так как с развитием в социальном обеспечении страховых систем неразрывно связано возникновение и становление института трудового стажа.

Честь создания особой системы государственного страхования, которая оказалась впоследствии для многих стран образцом социального законодательства, принадлежит Германии. Бисмарк был «поставлен в положение необходимости увенчать государственным содействием развитую и широко раскинувшуюся систему добровольного страхования» .

Страхование от несчастных случаев могло с большим или меньшим успехом заменяться ответственностью в общегражданском порядке судопроизводства, страхование на случай болезни могло более или менее удовлетворительно выполняться кассами добровольного страхования, страхование же старости и инвалидности с его чрезвычайно сложным механизмом и громадным страховым риском представляло совершенно неразрешимую задачу для добровольного страхования, хотя бы и при самом энергичном содействии и поощрении со стороны государства. Германская система, хотя и не полностью, но все же в значительной мере разрешила проблему и этого вида страхования.

Формами страхового обеспечения по закону Германии 1889 г. об обязательном государственном страховании инвалидности и старости являлись пенсии инвалидам, больным и престарелым (по достижении 70-летнего возраста). Страхование инвалидности являлось главнейшей частью страхования.

Пенсия престарелым назначалась по истечении, так называемого, выжидательного периода, составлявшего 1 200 недель страховых взносов. Этот период являлся, по сути, ни чем иным, как страховым стажем. Размеры пенсии зависели не от числа произведенных взносов, а от их размера (в зависимости от класса заработка).

Германское страховое законодательство закрепляло принцип обязательности участия в страховых взносах застрахованных, работодателей и государства.

Однако наряду с обязательным социальным страхованием в этот же период самостоятельное развитие получили и другие формы обеспечения. Так, на рубеже XIX — XX в.в. оформилась как самостоятельный институт система государственных пенсий, которая в наиболее чистом виде была осуществлена в Новой Зеландии, Дании, Австралии.

Мотивом необходимости государственных пенсий престарелым являлась социальная справедливость, требующая, чтобы «правоспособные граждане, которые в лучшие годы поддерживали колонию уплатой налогов и способствовали ее процветанию своим трудом и своими способностями, получали от колонии пенсию в старости» .

И, наконец, добровольное социальное страхование, получившее наибольшее развитие в таких странах как Англия, Бельгия, Франция. По мнению Л. Зачинского, период добровольного страхования предшествовал периоду государственного страхования, который из всех видов страхования является наиболее совершенным и наиболее плодотворным.

Своеобразная система «субсидируемой свободы», то есть система государственного содействия добровольному страхованию, сложилась во Франции и оформилась рядом Законов 1850, 1853, 1886, 1896 г.г.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как заполнить заявление о страховом возмещении

Суть этой системы заключалась в следующем. Минимальный размер взноса страхующегося равнялся 1 франку, максимальный размер — 500 франков в год. Допускались регулярные и нерегулярные взносы на открываемый Национальной пенсионной кассой -центральным органом социального страхования — личный счет страхующегося.

Граждане, имевшие не более 360 франков годового дохода и платившие регулярные взносы в кассу в течение 25 лет страхового стажа, пользовались приплатами государства. Такие приплаты производились из ежегодных ассигнований: к пенсии на старость, уплачиваемой с 65-летнего возраста пенсионера, не более 1/5 ее размера; к инвалидной пенсии не более ее тройного размера и не более чем до 360 франков.

Изучению трудового стажа как правовой категории уделяется достаточно много внимания на страницах юридической литературы. Однако вопросы, касающиеся правового регулирования трудового стажа рабочих и служащих, колхозников и других категорий трудящихся были объектом анализа в основном советских ученых и затрагивали советский период развития нашего государства.

В дореволюционной юридической литературе о трудовом стаже как самостоятельном институте права не упоминалось. О нем шла речь в нормативных актах лишь в связи с назначением отдельных видов пенсий. Поэтому становление и развитие этого института необходимо рассматривать в неразрывной связи с развитием систем социального обеспечения вообще.

Вплоть до XIX века забота о нетрудоспособных членах общества не считалась обязанностью государства и носила, скорее, благотворительный характер. Этим объясняется и специфический термин — «призрение бедных», кптппгк naccvfaTPHRajroct ue vw «сгточнёние чежаитего на госулапстр.е ттолгз. а как государственная благотворительность.

Суть благотворительности выражается в том, что расходы, необходимые на общественное призрение, по существу определяются не масштабами действительной нужды, а состоянием финансов. Подобно тому, как частное лицо уделяет на дела благотворительности лишь столько, сколько может, точно также и государство суживает и расширяет свои «пособия» не столько в зависимости от своей нужды, сколько в зависимости от своих бюджетных излишков.

К началу XX века хотя Россия и оставалась преимущественно аграрной страной, в ней быстро развивался капитализм и промышленное производство, в связи с чем «… вопросы оказания рабочим бесплатной медицинской помощи и выплаты пенсий, пособий при заболеваниях и травмах на производстве стояли очень остро».

В первые годы двадцатого столетия правительство было вынуждено предпринять в этой области определенные шаги. Так, в 1901 г. утверждаются «Временные правила о пенсиях рабочим казенных заводов и рудников, утратившим трудоспособность», а в 1903 г. — Закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев.

Закон 1903 г. не предусматривал социального обеспечения рабочих, а вводил особую ответственность отдельных предпринимателей за увечье на производстве. В целом такая ответственность была построена на гражданско-правовых началах. Вознаграждение за имущественный ущерб, вызванный понижением или утратой трудоспособности, называлось пенсией.

Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельностиЖерукова, Алла Борисовна

Вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина при заключении трудового договора Лыгин Роман Николаевич

Пособия по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России Смирнова Нина Леонидовна

МЕТОД ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯРогачев Денис Игоревич

Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики теория и практика правового регулирования Мачульская Елена Евгеньевна

Генезис науки трудового права и науки права социального обеспечения в России Лушников Андрей Михайлович

Процедурно-процессуальные правовые средства и способы обеспечения трудовых прав работников Передерин Сергей Васильевич

Источники права социального обеспечения РоссииКобзева Светлана Ивановна

Система права социального обеспеченияБлагодир Алла Леонтьевна

Значение страхового стажа при расчете больничного пособия

Фото 2

Для расчета пособия по больничному, в учет берут промежуток времени, когда человек работал или совершал другую деятельность, но при этом производились выплаты по страховке. В зависимости от того, каков страховой стаж, в таком размере и начисляют пособие. Соответственно, чем он больше – тем больше выплата.

Нормы расчета будут следующим:

  1. Если застрахованный работник проработал 5 лет, то пособие по больничному листу начисляется в размере 60% от его месячного оклада.
  2. Когда у работника трудовой стаж составляет 5-8 лет, то выплата будет составлять 80%.
  3. Более 8 лет труда – 100%.
  4. В случаях, когда застрахованная личность работает не более полугода, то пособие будет составлять 1% (не больше) от оклада, при этом учитывается районный коэффициент.

Необходимые минимальные условия учета страхового стажа

Фото 3

Условия, являющиеся необходимыми для внесения в учет страхового стажа:

  • гражданство Российской Федерации и страховка в системе ОПС. Подтверждающий документ – это страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счёта (так называемая, “зеленная карточка”);
  • документ, подтверждающий причину потери трудоспособности (потеря кормильца, уход за детьми, внуками, и т.п.);
  • для лиц, не являющимися гражданами Российской федерации также предусмотрено начисление страхового стажа при соблюдении ряда условий, в том числе законов о начислении страховых пенсий.

Документы для подтверждения общего страхового стажа

Фото 4

Основным доказательным документом является трудовая книжка. Записи в ней должны делаться аккуратно и в соответствии с законодательными нормами, актуальными на дату заполнения, подтверждаться подписями ответственных лиц и печатью хозяйствующего субъекта.

Если она заполнена неверно, утеряна или испорчена по вине третьих лиц, а не работника, ему следует представить в территориальное отделение ПФ по месту оформления пенсионных выплат:

  • копии трудовых распоряжений;
  • копии трудовых соглашений;
  • выписки из внутренних документов хозяйствующего субъекта;
  • справки об уплате взносов;
  • справки из архивов;
  • военный билет;
  • иные документы по требованию сотрудников ПФ.

В случае, когда это невозможно, можно собрать и предъявить показания двух свидетелей.

Влияние страхстажа на вычисление пособия по болезни

Как рассчитать пособие по болезни? Размер пособия по болезни определяется продолжительностью страхстажа гражданина, чем больше продолжительность страхстажа – тем выше коэффициент, используемый при расчете и начислении тарифа по больничному листу.

При сроке страхового стажа до 5 лет – больничное пособие должно исчисляется с использованием коэффициента 0,6 к средней окладной части заработной платы, до 8 лет страхстажа – этот коэффициент увеличивается до 0,8, а если страховой стаж превышает 8 лет, то гражданин получает полный средний оклад, то есть коэффициент страхового стажа равен 1.

Когда страховой стаж ниже полугода, пособие по болезни будет составлять лишь оклад по МРОТ.

Отличие общего страхового стажа от общего трудового

Общий страховой стаж – более широкое понятие, чем общий трудовой, поскольку во второй включается исключительно время выполнения трудовых обязанностей, без учета всех вышеперечисленных нестраховых периодов.

Помимо этого, отличие заключается в учете сроков ухода за ребенком. В страховой включаются только первые полтора года, в трудовой – все три.

Виды страхового стажа

Общий страховой стаж

Общий страхстаж – совокупный календарный срок, в течении которого гражданин официально занимался трудовой деятельностью, предпринимательством или продолжительность срока военной и армейской службы. Этот срок, как правило, отражается в трудовой книжке гражданина. Естественно, что весть этот период гражданин отчислял страховые выплаты.

Общий страховой стаж предоставляет гражданину право на получение пенсионных выплат при наступлении пенсионного возраста. Размер пенсии пропорционален совокупной длительности официальной трудовой деятельности, сумме и размеру страховых отчислений.

Нужно учесть, что возрастная пенсия не будет начислена гражданам, чей совокупный страхстаж не достигает 15 лет.

Специальный страховой стаж

Специальный страхстаж определяется тяжестью условий труда гражданина согласно закону №400 – ФЗ. Граждане, работающие в суровых условиях по, так называемой «горячей сетке», или на вредных производствах (несущие контрактную службу в ракетных войсках специального назначения или воздушно-космических силах РФ) смогут выйти на пенсию раньше наступления пенсионного возраста. Напомним, в России для мужчин он составляет 60 лет, а для женщин – 55, соответственно.

Смешанный страхстаж

Смешанный страховой стаж применяется для расчета пенсии военнослужащим, и характеризуется возможностью совмещения выслуги лет на службе с общим трудовым стажем и, таким образом влиять на общую длительность страхового стажа.

Чем отличается трудовой стаж от страхового

Фото 5

Трудовой и страховой стаж – это понятия не тождественные. Главное отличие заключается в том, что трудовой стаж — это узкий термин, подразумевающий только работу по трудовому договору, страховой же стаж учитывает временные отрезки не только трудовой занятости. Соответственно, страховой стаж, по определению, будет больше. С 2019 года именно этот стаж учитывается для целей назначения пенсионных выплат. Основание назначения пенсии в 2025 году будет являться минимум 15 лет страхстажа.

Зачет срока военной и армейской службы в страховой стаж

Согласно нынешним законам, чтобы рассчитать больничное пособие, в страховой стаж засчитывается период, на протяжении которого мужчина был в рядах вооруженных сил. Но тут следует уточнить тот момент, что если этот период был после года, то пособия не выплачиваются. Когда этот момент значительно снижает выплаты, то за счет госбюджета их компенсируют.

Для примера приведем следующую ситуацию:

года застрахованный заболел. При этом служил он на протяжении 6 лет (до г) и плюс еще 2 года до года. Общая трудовая выслуга равна 7 месяцам. В данной ситуации, страховым стажем будет считаться и период службы, и работа, что позволит получить пособие с 80% от заработка. К этому прибавляются 2 года профслужбы на военной должности, что увеличит общий стаж до 8 лет и 7 месяце, соответственно и пособие увеличится. Так получится разница в 20% между пособиями, которую компенсирует госбюджет.

В 2010 году был принят закон о том, что служба также теперь засчитывается в страховой стаж, а значит к такой выслуге прибавляется еще один год.

Понятие и виды страхового стажа

За период действия Программы пенсионной реформы в Российской Федерации в системе пенсионного обеспечения накопился комплекс проблем макроэкономического, демографического и социально-политического характера, которые наглядно проявились в нарушении финансовой сбалансированности пенсионного бюджета и снижении реального уровня жизни пенсионеров.

Взаимодействие всех факторов наиболее сильно проявилось в уменьшении связи между размером назначаемых пенсий и продолжительностью трудового стажа, величиной заработка, несоответствии размера пенсии прожиточному минимуму пенсионера, сокращении разрыва между минимальным и максимальным размером пенсии.

Растет число пенсионеров, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Понятие и значение страхового стажа

Экономический спад, кризис неплатежей, уменьшение пенсионных взносов как следствие роста теневой занятости, увеличение числа занятых, не выплачивающих пенсионные взносы на законных основаниях, и ряд других причин приводят сегодня поступления в Пенсионный фонд РФ во все большее несоответствие с числом лиц пожилого возраста, которым необходимо выплачивать пенсии.

Демографические тенденции в последние годы также явно неблагоприятны. Основной причиной этого является «…резкое, беспрецедентное в мирное время снижение за короткий срок уровня и качества жизни подавляющего большинства населения, психологические стрессы, неуверенность в своем будущем и будущем детей.

Положение существенно осложняется значительным сокращением занятого населения среди трудоспособной его части и соответственным увеличением неработающих граждан (примерно 10 млн. человек)».

Один из вариантов решения проблемы облегчения пенсионной нагрузки разработчики Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации видят в повышении и установлении единого пенсионного возраста.

Напомним, что пенсия по старости на общих основаниях устанавливается при наличии следующих юридических фактов: достижение общего пенсионного возраста мужчинами 60 лет, женщинами 55 лет и наличие общего трудового стажа у мужчин 25 лет, у женщин 20 лет.

Пенсионный возраст в России один из самых низких в мире. На наш взгляд, такой возраст делает пенсионную систему «дорогой», поскольку требует значительных средств на содержание «молодых» пенсионеров. В большинстве стран пенсионный возраст составляет 60-65 лет, и он является единым как для мужчин, так и для женщин.

Продолжительность общего трудового стажа, необходимого для получения полной страховой пенсии по старости, по мировым стандартам также невелика, поскольку средний возраст вступления в общественное производство — 20 лет. Таким образом, на отрезок трудоспособного возраста примерно в 40 лет, требуемый общий трудовой стаж составляет всего 25 лет.

Однако, повышение пенсионного возраста не может быть реализовано в России на современном этапе, т.к. наблюдается общая тенденция к снижению продолжительности жизни. Главной причиной, к сожалению, остается низкий уровень жизни населения нашей страны.

В соответствии с проектом Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Таким образом, по мере полного перехода к страховой пенсионной системе качество требуемого стажа изменится, и это будет не общий стаж любой работы, а только страховой стаж.

Страховой стаж, как уже выше говорилось, появился в российской пенсионной системе как самостоятельный вид сравнительно недавно. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» определяет страховой стаж как суммарную продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Следовательно, если трудовая деятельность не осуществляется по объективным причинам (учеба, служба в армии, уход за ребенком и др.), включение этих периодов в страховой стаж не производится. Для многих застрахованных это правило привело к сокращению фактической продолжительности стажа, а, следовательно, и к уменьшению размера трудовой пенсии.

Впоследствии это понятие было несколько изменено. В 1999 году вступил в силу Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г., который установил основы государственного регулирования обязательного социального страхования, конкретные виды страхового обеспечения, в т.ч.

Это определение вообще не ставит страховой стаж в какую-либо зависимость от трудовой или иной деятельности. Таким образом, законодателя принципиально не интересует, работает гражданин или нет.

Субъектный состав пенсионного страхования становится чрезвычайно широким. Страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования может являться абсолютно любое лицо, изъявившее желание уплачивать страховые взносы за застрахованного, вне зависимости от наличия между ними каких-либо правоотношений.

Кроме того, принцип обязательности пенсионного страхования оказывается несостоятельным в системе, когда обязанность уплаты страховых платежей возлагается только на работодателя, а не на застрахованных.

На наш взгляд, такое положение вещей вряд ли возможно в системе обязательного пенсионного страхования, так как оно приводит к произволу и отсутствию должных гарантий для застрахованного, связанных с уплатой страховых взносов.

Еще В.М. Догадов справедливо заметил: «При социальном страховании средства на выдачу пособий образуются из страховых взносов. Лишь в некоторых, сравнительно редких случаях делает известные приплаты и государство». Страховые взносы всегда составляют часть заработной платы или дохода застрахованного лица, даже в том случае, когда за наемного работника взносы уплачивает работодатель.

Общий страховой стаж что это такое и для чего нужен

Фото 6

Общий страховой стаж, в соответствии с фз 400-фз о страховых пенсиях, представляет собой сумму всех трудовых и иных периодов занятости, за которые в Пенсионный Фонд РФ поступали страховые соцвзносы.

Датой его отсчета считается день официального трудоустройства работника на полный рабочий день (допускается также работа на 0,5 ставки или с ненормированным графиком).

Являясь не только базой для расчета пенсионных выплат (как россиянам, так и проживающим в России иностранцам, имеющим соответствующие разрешения), общий страховой стаж применяется также для определения:

  • больничных сотрудникам;
  • пособий на несовершеннолетних;
  • пособий по инвалидности.

Исчисление страхового стажа

Российское пенсионное законодательство предусматривает, что все периоды трудовой и иной деятельности, которые включаются в страховой стаж, учитываются календарно, т.е. они исчисляются по фактической продолжительности — со дня их начала и до дня окончания.

При выборе порядка, в соответствии с которым гражданин предполагает рассчитывать себе пенсию, он должен иметь в виду, что при определении индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) учитываются, как выше уже говорилось, не все периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые включаются в трудовой стаж при исчислении пенсии без ИКП, т.е.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Автостраховка ОСАГО онлайн дешево — купить самый дешевый электронный полис ОСАГО на автомобиль

Практически никаких изменений не вносит в порядок исчисления страхового стажа и проект Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно указанному проекту исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на пенсию, производится в календарном порядке.

Единственная льгота, которая допускается по сравнению с действующим законодательством, заключается в том, что при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

В отличие от правил исчисления страхового стажа, для общего трудового стажа законодательство предусматривает два порядка его подсчета: обычный и льготный.

Обычный порядок подсчета периодов, включаемых в общий трудовой стаж, аналогичен правилам исчисления страхового стажа.

Однако закон устанавливает случаи, когда период, подсчитанный по фактической продолжительности, затем увеличивается, т.е. исчисляется в льготном порядке.

По Закону РФ «О государственных пенсиях в РФ», в льготном порядке исчисляется общий трудовой стаж, специальный трудовой стаж, с учетом которого устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, и специальный трудовой стаж, с учетом которого назначаются некоторые пенсии за выслугу лет.

Согласно ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях» при подсчете трудового стажа следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке.

За год работы исчисляется полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон на предприятиях и в организациях сезонных отраслей промышленности. Продолжительность навигационного периода зависит от климатических условий, в которых расположены водные пути. Какой бы ни была продолжительность навигационного периода, она засчитывается за год работы, если работник отработал его полностью.

Постановлением СМ РСФСР от 4 июля 1991 г. утвержден перечень сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы. Понятие сезонных работ дано в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах».

Трудовой стаж исчисляется в полуторном размере за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

По российскому пенсионному законодательству льготное исчисление времени работы (службы) на Крайнем Севере распространяется на всех граждан, работавших в прошлом и работающих ныне на Крайнем Севере, в том числе местных жителей, независимо от времени работы, ее характера и каких-либо других условий.

При исчислении трудового стажа работников, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, их работа засчитывается с момента аварии, т.е. с 26 апреля 1986 г. по 1 января 1990 г., в полуторном размере.

В полуторном размере засчитывается также время работы при назначении пенсии на льготных условиях по Списку № 1 гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения. Данные льготы предусмотрены Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 18 июня 1992 г.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/obshhij-strahovoj-stazh-chto-vhodit.html
  • https://consultwork.ru/upravlenie-personalom/uchet/trudovaya/straxovoj-i-trudovoj-stazh-otlichiya.html
  • https://kosago.ru/strahovka/vidy-strakhovogo-stazha-prave-sotsialnogo-obespecheniya/
  • https://pensioved.ru/stazh/strahovoj-stazh-kak-pravilno-rasschitat-dlya-chego-trebuetsya
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий